УМЕЙТЕ ОТДЫХАТЬ
Пациент приходит к врачу и раздраженно жалуется:
- Доктор, у меня все болит! Тычу в голову - больно, тычу в живот - больно,
тычу в ногу - больно. Что со мной?
Доктор, внимательно осмотрев пациента, резюмирует:
- Это естественно! Ведь палец, которым вы себя тычете, у вас вывихнут...
Этот анекдот часто приходит на ум во время консультации
пациентов. Можно привести сколько угодно примеров из практики. Жалобы
типичны: "доктор, у меня болит голова", "у меня бессонница", "я злюсь
и сам не знаю, почему" и т.д. И когда отвечаешь: "Уважаемый, вы переутомлены",
- это вызывает иногда изумление, а иногда и агрессивную реакцию. Что,
мол, за ерунда: я пришел лечиться, а вы мне тут нотации читаете!..
Между тем многие люди просто не понимают, как
они сами постепенно приводят свой организм в состояние пониженной жизнедеятельности,
и в результате большинство их жалоб действительно являются следствием
переутомления. Но если переутомление физическое, как правило, очевидно
для всех, в том числе и для самих пациентов, то переутомление психо-эмоциональной
сферы, иными словами - нервной системы, часто проявляется в затянувшихся
функциональных расстройствах. Эти расстройства по способу их проявления
могут быть расценены и как заболевания, и как снижение адаптационных
сил организма. И здесь все зависит от грамотности доктора, от его умения
помочь пациенту понять его собственное состояние, осознать, в чем его
организм нуждается и чего он не любит.
Не нуждается в доказательствах то, что очевидно,
- каждый из нас является уникальным субъектом живой природы и имеет
свои сильные и слабые стороны. Задача специалиста, в принципе, не сложна,
но требует определенных знаний. Необходимо индивидуализировать подсознательные
"запросы" личности, выдать четкие рекомендации и предпринять конкретные
действия для осуществления этих рекомендаций на практике.
О значении питания, дыхания, гимнастики мы
уже беседовали в предыдущих номерах газеты. Здесь же я хочу изложить
свой опыт, касающийся определения различных видов отдыха для разных
типов людей.
Изучив огромное количество теоретических трудов
по психологии, я выработал нечто вроде краткой концепции, которая позволяет
мне достаточно быстро определить особенности личности и вычислить наиболее
комфортные условия для работы и отдыха обладателя конкретной нервной
системы. Исследуя врожденные особенности человека, я решаю две задачи.
Первая - определение уровня адаптивности, автономности, авторитарности,
вариативности, обучаемости. Звучит мудрено, но объяснить это нетрудно.
Адаптивность - "умение" нервной системы приспосабливаться
к изменяющимся условиям внешней среды. Если у человека низкая адаптивность
нервной системы, то наибольшую пользу ему принесет отдых в привычной
среде. Например, он прекрасно отдохнет, проведя выходной с книжкой на
диване. При высокой степени адаптивности человек легко приспосабливается
к меняющимся условиям. Значит, смена внешних условий, смена деятельности
будет для него наилучшим времяпрепровождением во время отдыха. Он хорошо
себя чувствует в путешествии, в походе, любит приключения.
Автономность - отсутствие потребности во внешней
поддержке. Если у вас низкая автономность - общайтесь с теми людьми,
которые вас поддерживают, заботятся о вас. При высокой степени автономности
желателен узкий круг общения, даже одиночество в разумных пределах.
Авторитарность - потребность во внешнем управлении,
наставлениях. Низкая авторитарность ведет к тому, что все "умные наставления"
раздражают. Отдушиной и формой отдыха является собственное творчество
- живопись, пение, литература и т.д. Зато при высокой авторитарности
человек склонен слушать "умных" людей, читать "мудрые" книги, ходить
на лекции, ездить на экскурсии. Он получит огромное удовольствие, совершив
во время отпуска паломничество по каким-нибудь историческим местам.
Вариабельность - умение принимать индивидуальные
решения, отсутствие склонности к стандартным решениям. Низкая вариабельность
предполагает виды деятельности, требующие грамотного следования стандартным
решениям. Из таких людей получаются педантичные и ответственные исполнители.
Высокая вариабельность определяет склонность к экспериментам как научным,
так и творческим. Даже в качестве отдыха эти люди предпочитают головоломки,
ребусы, остроумные задачи.
Обучаемость. Термин, говорящий сам за себя.
Лица, не нуждающиеся в новых знаниях и навыках, отличаются от тех, кто
"болеет" жаждой знаний, любит совершенствовать свое мастерство.
Теперь рассмотрим примеры различных типов людей,
в которых, так или иначе, сочетаются перечисленные выше элементы.
Адаптивен, неавтономен, авторитарен, вариабелен,
обучаем. Для такого человека лучший отдых - групповой круиз, где он
сможет ознакомиться со множеством достопримечательностей. Неплохой разрядкой
станет интересная экскурсия.
Адаптивен, автономен, неавторитарен, вариабелен,
обучаем. Прекрасный отдых - собственное творчество.
Адаптивен, автономен, неавторитарен, невариабелен,
средне-обучаем. Сможет отлично расслабиться за партией преферанса.
Это, конечно, грубые примеры, однако практический
эффект очень высок.
Вернемся ко второй задаче. Как известно, все
психотерапевты, работники силовых структур, а также мошенники, контактируя
с людьми, в первую очередь интуитивно определяют тот "орган чувств",
посредством которого данный человек общается с внешней средой. Речь
идет в буквальном смысле о зрении, слухе, обонянии, тактильных ощущениях.
При определенных навыках технически это несложно.
Например, уяснив, что "основным" органом у
человека является зрение, можно повлиять на его психическое состояние
через визуальные образы. Скажем, рекомендовать ему в качестве отдыха
почаще смотреть картины определенных мастеров. Если человек визуалист,
адаптивен, автономен, авторитарен, невариабелен, обучаем, то Микеланджело
и Рафаэль - "его" художники. Или - визуалист, автономен, адаптивен,
неавторитарен, вариабелен, обучаем. Такому наверняка окажется близок
Рокуэлл Кент.
Аудиотип - к этой группе относятся люди, которые
особенно чувствительны к звукам. Для неадаптивного, автономного, авторитарного,
невариабельного, необучаемого идеально подходит "хэви метал". А вот
адаптивный, автономный, неавторитарный, невариабельный, обучаемый предпочитает
Баха.
Конечно, есть еще множество "мелочей", которые
дополняют картину личности. К ним относится стиль одежды, ее цветовая
гамма, особенности аксессуаров, поз, жестов, манеры беседовать. Кстати,
умение понять особенности личности другого человека - это свойство людей
автономных, адаптивных, неавторитарных, вариабельных, обучаемых, обладающих
умением переключаться в общении на визуальные образы, аудио восприятие,
имеющих развитое обоняние и осязание.
Если вы относитесь к этому типу, вот вам рекомендации:
найдите вид службы вид творчества по душе, это может быть какое-то ремесло
или любительский спорт. Попробуйте поиграть в ролевые игры и почувствовать
себя кем-то другим! Без сомнения, для вас это лучший вид отдыха.
26 октября 2000 г.