Оглавление





  Пресса

УМЕЙТЕ ОТДЫХАТЬ

Пациент приходит к врачу и раздраженно жалуется:
- Доктор, у меня все болит! Тычу в голову - больно, тычу в живот - больно, тычу в ногу - больно. Что со мной?
Доктор, внимательно осмотрев пациента, резюмирует:
- Это естественно! Ведь палец, которым вы себя тычете, у вас вывихнут...
    Этот анекдот часто приходит на ум во время консультации пациентов. Можно привести сколько угодно примеров из практики. Жалобы типичны: "доктор, у меня болит голова", "у меня бессонница", "я злюсь и сам не знаю, почему" и т.д. И когда отвечаешь: "Уважаемый, вы переутомлены", - это вызывает иногда изумление, а иногда и агрессивную реакцию. Что, мол, за ерунда: я пришел лечиться, а вы мне тут нотации читаете!..
     Между тем многие люди просто не понимают, как они сами постепенно приводят свой организм в состояние пониженной жизнедеятельности, и в результате большинство их жалоб действительно являются следствием переутомления. Но если переутомление физическое, как правило, очевидно для всех, в том числе и для самих пациентов, то переутомление психо-эмоциональной сферы, иными словами - нервной системы, часто проявляется в затянувшихся функциональных расстройствах. Эти расстройства по способу их проявления могут быть расценены и как заболевания, и как снижение адаптационных сил организма. И здесь все зависит от грамотности доктора, от его умения помочь пациенту понять его собственное состояние, осознать, в чем его организм нуждается и чего он не любит.
     Не нуждается в доказательствах то, что очевидно, - каждый из нас является уникальным субъектом живой природы и имеет свои сильные и слабые стороны. Задача специалиста, в принципе, не сложна, но требует определенных знаний. Необходимо индивидуализировать подсознательные "запросы" личности, выдать четкие рекомендации и предпринять конкретные действия для осуществления этих рекомендаций на практике.
     О значении питания, дыхания, гимнастики мы уже беседовали в предыдущих номерах газеты. Здесь же я хочу изложить свой опыт, касающийся определения различных видов отдыха для разных типов людей.
     Изучив огромное количество теоретических трудов по психологии, я выработал нечто вроде краткой концепции, которая позволяет мне достаточно быстро определить особенности личности и вычислить наиболее комфортные условия для работы и отдыха обладателя конкретной нервной системы. Исследуя врожденные особенности человека, я решаю две задачи. Первая - определение уровня адаптивности, автономности, авторитарности, вариативности, обучаемости. Звучит мудрено, но объяснить это нетрудно.
     Адаптивность - "умение" нервной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Если у человека низкая адаптивность нервной системы, то наибольшую пользу ему принесет отдых в привычной среде. Например, он прекрасно отдохнет, проведя выходной с книжкой на диване. При высокой степени адаптивности человек легко приспосабливается к меняющимся условиям. Значит, смена внешних условий, смена деятельности будет для него наилучшим времяпрепровождением во время отдыха. Он хорошо себя чувствует в путешествии, в походе, любит приключения.
     Автономность - отсутствие потребности во внешней поддержке. Если у вас низкая автономность - общайтесь с теми людьми, которые вас поддерживают, заботятся о вас. При высокой степени автономности желателен узкий круг общения, даже одиночество в разумных пределах.
     Авторитарность - потребность во внешнем управлении, наставлениях. Низкая авторитарность ведет к тому, что все "умные наставления" раздражают. Отдушиной и формой отдыха является собственное творчество - живопись, пение, литература и т.д. Зато при высокой авторитарности человек склонен слушать "умных" людей, читать "мудрые" книги, ходить на лекции, ездить на экскурсии. Он получит огромное удовольствие, совершив во время отпуска паломничество по каким-нибудь историческим местам.
     Вариабельность - умение принимать индивидуальные решения, отсутствие склонности к стандартным решениям. Низкая вариабельность предполагает виды деятельности, требующие грамотного следования стандартным решениям. Из таких людей получаются педантичные и ответственные исполнители. Высокая вариабельность определяет склонность к экспериментам как научным, так и творческим. Даже в качестве отдыха эти люди предпочитают головоломки, ребусы, остроумные задачи.
     Обучаемость. Термин, говорящий сам за себя. Лица, не нуждающиеся в новых знаниях и навыках, отличаются от тех, кто "болеет" жаждой знаний, любит совершенствовать свое мастерство.
     Теперь рассмотрим примеры различных типов людей, в которых, так или иначе, сочетаются перечисленные выше элементы.
     Адаптивен, неавтономен, авторитарен, вариабелен, обучаем. Для такого человека лучший отдых - групповой круиз, где он сможет ознакомиться со множеством достопримечательностей. Неплохой разрядкой станет интересная экскурсия.
     Адаптивен, автономен, неавторитарен, вариабелен, обучаем. Прекрасный отдых - собственное творчество.
     Адаптивен, автономен, неавторитарен, невариабелен, средне-обучаем. Сможет отлично расслабиться за партией преферанса.
     Это, конечно, грубые примеры, однако практический эффект очень высок.
     Вернемся ко второй задаче. Как известно, все психотерапевты, работники силовых структур, а также мошенники, контактируя с людьми, в первую очередь интуитивно определяют тот "орган чувств", посредством которого данный человек общается с внешней средой. Речь идет в буквальном смысле о зрении, слухе, обонянии, тактильных ощущениях. При определенных навыках технически это несложно.
     Например, уяснив, что "основным" органом у человека является зрение, можно повлиять на его психическое состояние через визуальные образы. Скажем, рекомендовать ему в качестве отдыха почаще смотреть картины определенных мастеров. Если человек визуалист, адаптивен, автономен, авторитарен, невариабелен, обучаем, то Микеланджело и Рафаэль - "его" художники. Или - визуалист, автономен, адаптивен, неавторитарен, вариабелен, обучаем. Такому наверняка окажется близок Рокуэлл Кент.
     Аудиотип - к этой группе относятся люди, которые особенно чувствительны к звукам. Для неадаптивного, автономного, авторитарного, невариабельного, необучаемого идеально подходит "хэви метал". А вот адаптивный, автономный, неавторитарный, невариабельный, обучаемый предпочитает Баха.
     Конечно, есть еще множество "мелочей", которые дополняют картину личности. К ним относится стиль одежды, ее цветовая гамма, особенности аксессуаров, поз, жестов, манеры беседовать. Кстати, умение понять особенности личности другого человека - это свойство людей автономных, адаптивных, неавторитарных, вариабельных, обучаемых, обладающих умением переключаться в общении на визуальные образы, аудио восприятие, имеющих развитое обоняние и осязание.
     Если вы относитесь к этому типу, вот вам рекомендации: найдите вид службы вид творчества по душе, это может быть какое-то ремесло или любительский спорт. Попробуйте поиграть в ролевые игры и почувствовать себя кем-то другим! Без сомнения, для вас это лучший вид отдыха.

26 октября 2000 г.

Hosted by uCoz