ЗДОРОВЬЕ И ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА
   Воинские искусства
привлекали меня с детских лет. Естественно, первоначальным мотивом моих
увлечений боксом, каратэ, дзюдо, самбо и т.д. было желание стать "крутым"
бойцом. В более зрелом возрасте, уже имея опыт тренера, я начал больше
внимания уделять методологии формирования воина.
   Изучая мировой опыт воинских искусств, я с какого-то
момента стал направлять главный интерес не столько на саму технику боя,
сколько на среду, в которой эти искусства возникали. По сути дела, я
хотел понять, как среда образовывала и формировала воинов. Естественно,
что любое общество во все времена хотело иметь защиту и формировало
ее исходя из собственных представлений об этой защите и, конечно же,
из своих возможностей - как материально-технических, так и культурно-исторических.
Мне с медицинской точки зрения было любопытно, что же именно древний
"военно-промышленный комплекс" предоставлял в распоряжение воевод. Ведь
в то время основной боевой единицей был человек.
   Во-первых, воин должен был быть здоров физически,
и подготовлен психологически. Физическое здоровье включало в себя не
только пребывание в хорошей спортивной форме, но и целый набор качеств
и навыков, которые как раз и вызывали мое любопытство. Например, умение
впадать в боевой транс, в момент которого человек не чувствует не только
усталости, но и боли. Пренебрежение к изменениям климатических условий,
нечувствительность к жаре и холоду, которая формировалась закаливающими
процедурами. Особые системы питания позволяли влиять как на физические,
так и на психические особенности организма.
   Раз воин - человек здоровый, а у многих народов
в период войн все население превращалось в воинов, то напрашивается
вывод: все население должно было быть здоровым, чтобы пребывать в постоянной
готовности к войне. Немаловажное значение для рядового воина древности
имело умение раскалывать руками камни, высоко прыгать, иметь гибкие
суставы. Но без психологической подготовки, без психической мощи все
эти навыки оставались в пределах спортивных состязаний, и не более того.
Воин был носителем не только физических, но и в первую очередь духовных
достижений нации. В отрыве же от культурно-исторической основы, к сожалению,
он больше напоминает наемника.
   Можно спорить о том, что древние религиозные воззрения
и современные взгляды - это разные вещи, но нас интересует общий принцип.
А принцип заключается в том, что ведущая "боевая" идеология, какой бы
она ни была, в первую очередь формирует облик воина. И это понятно.
Мальчик, который играет в войну, уже кого-то защищает, и защищает от
какого-то вполне для него реального, хотя и воображаемого врага. Подрастая,
он уже не в игре, а в жизни готовится к защите своих внутренних ценностей.
А если ценностей нет, то и защищать нечего. Следовательно, облик армии
является не последней характеристикой существующих в стране идеологических
ценностей.
   Но вернемся к истории. Самурай - низшее звено
японского воинского клана. Он активно использует специальные гимнастики,
разработанные не одним поколением специалистов. Цель гимнастических
упражнений не только крепкие мускулы, но и "крепкие" внутренние органы,
а это и есть здоровье. В ножнах большого самурайского меча хранились
иглы, которые воин применял для самопомощи, а для этого ему было необходимо
обладать навыками специалиста по акупунктуре. Следовательно, для самураев
японские медики разработали "медминимум" по иглотерапии. Если игл под
рукой не было, воин умел воздействовать на определенные точки пальцами
и оказывать помощь, как себе, так и товарищу. Но облик "железного самурая"
будет неполным, если мы не коснемся его духовной составляющей. Умение
регулировать свое психологическое состояние, "высокий дух" - это и отличало
воина от просто крепких, в том числе и медицински грамотных людей. Здесь-то
и заключаются самые интересные особенности древней воинской подготовки.
   Японские системы психорегуляции, основанные на
знании не только теории, но и практики, не очень подходят европейцам.
Оказалось, что расположение центров в коре головного мозга у японца
и европейца сильно отличаются. И слепое копирование психоподготовки
чревато весьма коварными последствиями для психики европейца. А для
того, чтобы из довольно обширной системы психоподготовки японского воина
выхватить рациональное зерно и адаптировать его к европейцу, нужно иметь
спецподготовку и опыт.
   Изучать чужой опыт, конечно же, необходимо. Но
когда я слышу, что все воинские искусства пришли к нам с Востока, то,
при всем уважении к Востоку, не могу с этим согласиться. Почему китайская
гимнастика во всем мире признана лечебной, а пластунская гимнастика
славян забыта? Йогу знают все, а о рунической гимнастике слышали немногие.
Тех "выжимок" разнообразной информации, которые мне удалось собрать
за свою жизнь, хватает для того, чтобы за 4-5 месяцев подготовить полноценного
воина. А через год этот воин будет готовить уже новую смену. Обучение
воина - это не "бери больше - кидай дальше", а методичное и технологичное
формирование здорового тела и мощного духа.
   Должен особо отметить, что тот бред, который у
нас пытаются выдать за медитацию, таковой не является. Это на самом
деле техника релаксации, расслабления и самоуспокоения. Медитации же
(будем использовать этот термин) - это очень тяжелая работа, которая
позволяет набирать психическую мощность. Более того, медитировать необходимо
именно в момент совершения каких-либо действий. Воин медитирует непрерывно
во время боевой активности. Покой же и удовлетворение для воинских искусств
неприемлемы. Самодовольный и умиротворенный воин - весьма легкая добыча
для противника.
   Очень многие пропагандируемые у нас "спортивные
виды" боевых искусств имеют своей целью не постоянный прогресс здоровья,
а быстрое и эффективное выжимание результатов. Затем к спортсмену-инвалиду
пропадает интерес, тем более что желающих стать "чемпионами" много.
Вот и получается, что древнейший и ценнейший опыт формирования воинов
не востребован. А ведь используя этот опыт, можно обрести источник здоровья,
которое будет постоянно укрепляться. И я горжусь тем, что среди прочих
свидетельств у меня имеется и аттестат тренера-методиста по рукопашному
бою.
   В настоящий момент наплевательское отношение государства
к нашим исконным ценностям приводит к тому, что наиболее активные люди
вынуждены пропагандировать "не наши ценности". Славянских систем традиционной
воинской подготовки как будто и вовсе не существует, а восточные преподают
в институтах. Так и я в свое время сдавал экзамены по "корейской" и
"китайской" методикам, а использую отечественные. Эта двойственность
утомительна. Учим "китайские" точки на теле, хотя сами же китайцы предупреждают:
"даем топографию точек, наиболее часто встречающихся у людей желтой
расы".
   Полноценная подготовка воина у разных народов
включала не только здоровье как таковое, но и невозможность заболевания,
неприятие болезни. Важным было не только умение восстанавливаться и
изгонять хворь, но и избегать предпосылок к возможным заболеваниям.
В настоящий момент, работая с клиентами, я могу отметить, что большинство
расстройств здоровья определяется психической неустойчивостью населения.
Неуверенность в сегодняшнем дне, нетренированное восприятие окружающего
мира толкает людей или к уходу от "неприятностей" (алкоголь, наркотики),
или к поиску "ценностей" (образцы чужеродной культуры - от разрушительной
музыки до религиозных сект). Таким образом, мягкие и слабые люди "прячутся",
а волевые и активные ожесточаются. Хорошие наставники могли бы помочь
и тем, и другим. Но пройдитесь по городу и почитайте объявления: сплошные
каратэ, айкидо, джиу-джитсу... Стоит ли сносить терем для того, чтобы
строить пагоду? Ведь одно дело - популяризировать чужие культуры, и
совсем другое - насаждать их. Сегодня практически невозможно попасть
в русскую баню - кругом одни сауны.
    Трудно разводить лотосы в воронежских степях.
Поэтому и буду писать о нашем воинском искусстве, о нашем массаже, о
наших травах. Ведь знаменитый женьшень в применении к организму европейца
не дает такого эффекта, как трава молодило, весьма распространенное,
но малоизвестное у нас растение. Может быть, в конце концов, не с Востока
нам будут привозить женьшень, а мы им - молодило, не они будут преподавать
нам йогу, а мы им - рунические гимнастики. А уж насчет подраться - это
еще посмотрим, кто кого!
9 ноября 2000 г.